Лидеры фудтеха обозначили перспективы развития российской промышленности



В Екатеринбурге прошла международная промышленная выставка ИННОПРОМ, одной из заметных тем которой стало обсуждение Дорожной карты «Фуднет» Национальной технологической инициативы. Компании-лидеры при поддержке отраслевой ассоциации «БиоТех2030» представили свои проекты, нацеленные на производство «еды будущего» — экологичной, функциональной, даже лечебной, произведенной с использованием современных биотехнологий и российских инженерных разработок.


С ростом численности населения Земли продовольственная проблема становится все острее. Необходимо наращивать производство продуктов, но традиционные пути требуют все новых площадей, новых пастбищ, полей, воды. Дальнейшая интенсификация сельского хозяйства непомерно усилит нагрузку на экологию — без альтернативных подходов может произойти глобальная катастрофа. Потому сегодня по всему миру идет поиск прорывных разработок и комплексов, предусматривающих рентабельный и экологичный путь производства основных компонентов питания человека с использованием новых источников сырья, биотехнологий, цифровых решений.

Все это способен обеспечить рынок «Фуднет», российскую дорожную карту которого обсудили участники международной промышленной выставки ИННОПРОМ в Екатеринбурге в начале июля 2021. Ее разработка ведется под руководством Заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова совместно с экспертным сообществом, представителями крупного бизнеса и при активном участии отраслевой ассоциации «БиоТех2030». Дорожная карта «Фуднет» призвана эффективно организовать, координировать, масштабировать инновационные проекты пищевой отрасли и сформировать экосистему для развития фудтех-рынка в России. 6 июля в рамках ИННОПРОМа состоялся круглый стол по проблемам промышленной политики в фудтехе, а также прошла сессия акселератора «Фуднет» с участием профильных стартапов.

«Рынок «Фуднет» — это продукты, услуги и технологии, способные изменить способы производства, доставки и потребления еды на горизонте ближайших 15 лет. По расчетам экспертов, суммарный объем сегментов Фуднета в мире в 2035 году составит около 3,5 триллионов долларов США — это колоссальный рынок. И, мы уверены, Россия имеет достаточный потенциал и возможности для успешной конкуренции на нем», — отмечает Алина Осьмакова, заместитель директора ФИЦ Биотехнологий РАН и один из организаторов деловой сессии «Фуднет».

Партнеры круглого стола, включая ФИЦ Биотехнологии РАН и отраслевую ассоциацию «БиоТех2030», являются как разработчиками технологий в области фудтеха, так и консолидирующим звеном для отечественных компаний-лидеров этой отрасли, которые представили на выставке свои разработки.

В рамках тематического стенда Минпромторга РФ российские компании, разрабатывающие и производящие «технологичную еду», продемонстрировали посетителям свои инновационные продукты. Гости выставки ознакомились с оборудованием и последними IT-решениями индустрии, а также «попробовали будущее на вкус»: компания ЭФКО представила в Фуднет-баре линейку растительных заменителей мяса HiBurger, которые не уступают лучшим мировым аналогам ни по качеству, ни по вкусу.

Еда может быть еще и лекарством, как показала ГК «Победа». Группа компаний выпустила уникальный иммуномодулирующий продукт — отечественный белковый концентрат с повышенным содержанием иммуноглобулинов. Представленное ими оборудование позволяет получать препарат лечебно-профилактического питания «Иммуноколл» на основе коровьего молозива. Он поможет в терапии вирусных заболеваний, в также при восстановлении после COVID-19.

Изюминкой выставочного стенда стала скульптура коровы с работающим биореактором внутри, символично демонстрирующая переход от традиционного агропроизводства к новому промышленному укладу, основанному на биотехнологических разработках, способных помочь сократить использования животного сырья, уменьшить количество отходов, сделать технологии изготовления пищевых и кормовых продуктов более эффективными и экологичными, а сами продукты питания более доступными, полезными и помогающими бороться с вирусными заболеваниями.

Все представленные на выставке результаты разработок наглядно показывают, что это уже не «еда и технологии будущего», это уже наше настоящее. Все эти проекты — часть дорожной карты рынка «Фуднет». Она ориентирована на «умное» и высокопродуктивное сельское хозяйство, альтернативные источники сырья и пищи, персонализированное и специализированное питание, умные цепи поставок. При этом учитывается их развитие и преодоление технологических и нормативно-правовых барьеров. Под руководством Минпромторга РФ уже идет работа по поддержке и структурированию рынка производства микробиологического и растительного белка, разработке новых стандартов и справочников инновационной продукции, формированию механизмов поддержки таких проектов.

«Фуднет — не только и не столько технологии производства альтернативной пищи. Это также технологии, позволяющие значительно повысить эффективность действующего агропромышленного комплекса, пищевой отрасли, а также розничной торговли и гостинично-ресторанного бизнеса. Среди наиболее крупных сегментов рынка «Фуднет», например, продукты органического сельского хозяйства. Он растет по 15-20% в год и основным вызовом здесь является создание и развитие подходов, способных сделать экологически чистую органическую еду доступной. А это возможно за счет развития комплексных органических агротехнологий, сочетающих в себе цифровизацию и биоразработки», — говорит Артур Бояров, директор по аналитике и исследованиям Ассоциации «БиоТех2030».