Образование

Программа развития и управления кадровым потенциалом ФИЦ Биотехнологии РАН основывается на концепции организации научно-образовательной деятельности, включая стратегию взаимодействия с ВУЗами по отбору, привлечению и подготовке кадров в научной организации.

Основные элементы программы развития и управления кадровым потенциалом ФИЦ Биотехнологии РАН

Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФИЦ Биотехнологии РАН разработана по направлению 06.06.01 Биологические науки и включает пять профилей подготовки: молекулярная биология; биохимия; биотехнология (в том числе бионанотехнологии); математическая биология, биоинформатика; микробиология. Отбор для поступления в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе.

Учебная работа включает циклы лекций и практики в соответствии с утвержденным образовательным стандартом подготовки кадров высшей квалификации. Для реализации учебной работы сформирован научно-образовательный центр. Результаты научных исследований обучающихся в аспирантуре рассматриваются аттестационной комиссией, в том числе с представлением ежегодного доклада на отчетной конференции аспирантов.

Успешное освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с ФГОС завершается выдачей диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Успешное освоение программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, осуществляемое по научным специальностям в соответствии с федеральными государственными требованиями, завершается выдачей заключения о соответствии подготовленной за время обучения диссертации критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также свидетельства об окончании аспирантуры.

На базе ФИЦ Биотехнологии РАН действуют диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Важным элементом обеспечения устойчивого развития кадрового потенциала является привлечение к научной работе студентов (бакалавриат, специалитет, магистратура). Взаимодействие со студентами осуществляется в рамках предоставления возможности по прохождению практики и выполнения квалификационной работы на базе ФИЦ Биотехнологии РАН.

Одновременно, ФИЦ Биотехнологии РАН расширяет преподавательскую активность научных сотрудников в ВУЗах с целью интеграции молодежи в научную деятельность (МГУ, МИФИ, РУДН, РГАУ-МСХА).

На постоянной основе происходит организация конкурсов и конференций молодых ученых: отчетная конференция аспирантов ФИЦ Биотехнологии РАН (подразумевает конкурсный отбор на лучшую работу по профилям обучения), Молодежная школа-конференция с международным участием «Актуальные аспекты современной микробиологии», конкурс на присуждение именной стипендии Вацлава Леоновича Кретовича, участие в организации и проведении конкурсов по программе «УМНИК».

Одним из звеньев программы развития кадрового потенциала является осуществление профориентации школьников на базе ФИЦ Биотехнологии РАН. Профориентация школьников предполагает проведение тематических экскурсий и мастер-классов (в том числе для младших школьников), организация программы «Академический класс», участие научных сотрудников ФИЦ Биотехнологии РАН в организации и проведении Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее».

Возрастание уровня теоретических исследований в области наук о жизни и значимости их практических приложений повышают требования к подготовке кадров в указанной области.

В целях развития кадрового потенциала, наиболее эффективного исполнения элементов программы развития ФИЦ Биотехнологии РАН и управления кадровым потенциалом проводятся исследования отношения обучающихся российских вузов к перспективам использования современных методов биологии, в том числе геномного редактирования, механизмов обеспечения возможности применения выпускниками организаций, осуществляющими образовательную деятельность, современных методов и технологий на практике.

Исследования проводятся, среди прочих, методами опроса и анкетирования. Пример анкеты, разработанной для текущих исследований, приведен ниже:

 Анкета «Использование современных методов биологии в высшем образовании»