Во имя Победы: институты ФИЦ Биотехнологии РАН в годы войны


ФИЦ Биотехнологии РАН был основан в 2015 году, спустя 60 лет после окончания Великой Отечественной войны. Однако две из трех организаций в составе Центра, Институт биохимии им. А.Н.Баха и Институт микробиологии им. С.Н.Виноградского, были основаны в 1935 году. К 80-летию Победы рассказываем о том, что сделали для нее наши институты и их сотрудники — как на сельхоз полях, так и на полях сражений.

 

Во время Великой Отечественной войны наши ученые не жалели сил, чтобы помочь стране. В эти годы оба института были эвакуированы в Бишкек (тогда город назывался Фрунзе), при этом большую часть лабораторной мебели перевезти не удалось. Судя по сохранившейся Объяснительной записке, оборудование ИНМИ транспортировали из одного здания в другое три раза, в итоге его разместили в пяти корпусах по разным концам города. Штат институтов был сокращен до минимума — так, в ИНМИ числилось всего 44 человека. Несмотря на непростые условия, фундаментальные и прикладные исследования не прекращались даже в суровые военные годы.

Штатное расписание Института биохимии, 13 марта 1943

Во главе Института микробиологии с 1939 по 1948 годы стоял Борис Лаврентьевич Исаченко — основатель морской полярной микробиологии, известный исследователь арктических почв, лечебной грязи озер юга России, биогенных месторождений серы и кальция. В военные годы он сфокусировался на исследованиях, повышающих обороноспособность страны. В первую очередь это были прикладные вопросы, связанные с сельским хозяйством, медициной и промышленными процессами. Именно Исаченко страна обязана использованием бактериальных удобрений и методов борьбы с вредителями. Под его руководством сотрудники ИНМИ боролись с инфекциями сельскохозяйственных культур и повышали их урожайность, искали и улучшали пути синтеза витаминов, лекарств и красок.

 чл.-корр. АН СССР Исаченко Б.Л.

директор Института микробиологии
в годы войны

к.б.н. Мейсель М.Н.

зам. директора Института микробиологии
в годы войны

к.б.н. Крисс А.Е.

ученый секретарь Института микробиологии
в годы войны

Многие из этих проектов проводились по заказу Военно-санитарной Комиссии Президиума АН СССР. Так, в 1943 году в Институте микробиологии создавались бактериофаги для борьбы с сепсисом и фаговая вакцина против дизентерии, препараты для заживления ран, способы синтеза витамина В1, антибиотики сульфамидной группы и методы очистки водоемов после оккупации, в 1944 — фаговые препараты, а также мицетин и аспергиллин. В 1945 году ученые выезжали в экспедиции в Пятигорск, Грозный, Краснодарский край, Крым, Украину и Армению. Список тем изучения был широким — от заболеваний томатов до микрофлоры горячих источников.

Институтом биохимии со дня его основания и до самой своей смерти в 1946 году руководил Алексей Николаевич Бах. Во время войны он, эвакуированный вместе с семьей, трудился на благо науки, а также занимался организаторской и общественной работой. Благодаря Алексею Николаевичу в 1943 году был основан Киргизский филиал АН СССР. Кроме того, директор института стал председателем Киргизского филиала Антифашистского комитета советских ученых.

Алексей Николаевич Бах. В лаборатории
(конец 30-х годов)
Ведущие сотрудники ИНБИ в предвоенные годы.
Слева направо стоят: В.Л. Кретович, Е.М. Попова, Н.И. Проскуряков, Н.М. Сисакян, В.Н.Букин; сидят: А.И. Смирнов, А.И. Опарин, А.Н. Бах, С.С. Елизарова, З.В. Ермольева

За свой труд в этот период ученые института не раз становились лауреатами Государственных (Сталинских) премий. В 1943 году этой государственной наградой отметили работы В.А. Энгельгардта и М.Н. Любимова за исследования ферментативных свойств миозина и механо-химии мышц.  Эти деньги лауреаты перечислили на благо родины — в Фонд восстановления советской культуры.

В.А. Энгельгардт в лаборатории, 1943 г. М.Н. Любимова (в центре группы) и В.А. Энгельгардт (на втором плане, в кепке) на занятиях по местной противовоздушной обороне во дворе здания биологических институтов. Снимок сделан до эвакуации Института биохимии из Москвы

В том же году премию за разработку препарата специального назначения присудили еще четверым сотрудникам ИНБИ: Д.Л. Талмуду, П.В.Афанасьеву, Б.А. Талмуду и Г.А. Деборину. Они пожертвовали всю сумму премии в Фонд Обороны.

Стоят (слева направо): П.В. Афанасьев,
Г.А. Деборин, Б.А. Талмуд; сидит: Д.Л. Талмуд
Благодарность И.Сталина лауреатам премии за патриотический поступок
и ответная телеграмма лауреатов (газета «Красная Татария» 6 апреля 1943 г.).

Три года спустя, уже после окончания войны, в составе группы соавторов Государственной премии был удостоен С.Д. Балаховский. Во время войны он создал метод получения сухой плазмы и сыворотки крови, благодаря которому удалось спасти множество жизней, в том числе и в фронтовых госпиталях.

Сохранился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1944 года о награждении орденами и медалями научных работников и производственников — витаминологов. Среди награжденных сотрудники Института биохимии: А.Н. Бах, А.И. Опарин, В.Н. Букин,
В.А. Энгельгардт, С.Д. Балаховский, С.С. Елизарова

 

После возвращения Института биохимии из эвакуации в 1943 году его сотруднику Вацлаву Леоновичу Кретовичу удалось раскрыть причину загадочной болезни — «септической ангины». В тот момент под началом ученого, защитившего диссертацию по теме хранения зерна, работало всего три человека. Ему удалось выяснить, что ожог горла у пациентов возникает из-за отравления. Поскольку люди голодали, они собирали остатки прошлогоднего зерна, оттаявшего из-под снега. Оказалось, что злаки были заражены грибком Fusarium sporotrichiella, который вызывал опасные симптомы и даже приводил к гибели людей.

 

В сотрудничестве со Всесоюзным институтом зерна, Институтом питания АМН СССР и лабораторией ядовитых грибков Министерства сельского хозяйства СССР, биохимики из группы Кретовича выяснили, что грибок окисляет ненасыщенные жирные кислоты в составе зерна, делая его токсичным. Продукты жизнедеятельности этого микроорганизма вызывали у людей, съевших инфицированный продукт, нарушения кроветворения. К счастью, биохимики научились распознавать зараженное зерно по внешнему виду, и советские власти организовали кампанию по его обмену на хорошее, благодаря чему удалось спасти немало жизней. При этом пораженное зерно оказалось пригодным для переработки в спирт, что не влияло на его качество, так что проект требовал минимальных затрат. Сотрудница Вацлава Леоновича, Зинаида Гавриловна Евстигнеева, за участие в этой работе получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 

Роль руководителя ИНБИ в развитии отечественной биохимии, а также 50-летие перекисной теории медленного окисления, обсудили на специальной сессии Отделения биологических наук АН СССР в июне 1944 года. По распоряжению Совнаркома институту было присвоено имя Алексея Николаевича Баха. Кроме того, еще при жизни ученого Президиум Академии наук СССР учредил Баховские чтения по основным проблемам биохимии, которые до сих пор ежегодно проводятся в день рождения академика — 17 марта. 10 июня 1945 года исследователь был удостоен звания Героя Социалистического Труда за разработку теории реакций медленного окисления и химии ферментов и создание научной биохимической школы.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении научных работников витаминологов, 1 марта 1944
Трудовыми подвигами вклад наших ученых в Победу не ограничился. Многие сотрудники (в том числе — будущие) в годы войны служили на фронте, сражаясь под знаменами Красной армии.

 

Четверо ученых из Института микробиологии (Кудинов Григорий Павлович, Лопаткин Федор Иванович, Стадниченко Николай Васильевич, Чижков Сергей Васильевич) и еще четверо – из Института биохимии (Агеев Андрей Александрович, Сотников Еремей Осипович, Стоянов Константин Тихонович и Саков Николай Елевтерьевич) пали, сражаясь за Родину. В ИНБИ участниками военных действий стали 23 человека.

 

Имена сотрудников Института биохимии и Института микробиологии, павших в боях Великой Отечественной войны, увековечены на мемориальных досках в институтах.

Мемориальная доска в ИНБИ Мемориальная доска в ИНМИ

Алексей Михайлович Безбородов служил военным фельдшером. Курсы подготовки он прошел всего за несколько месяцев в медицинском училище в Ашхабаде, куда был эвакуирован в 1941 году. Безбородов оставил мемуары, где одиннадцать эпизодов были посвящены удивительным событиям, произошедшим с ним на фронте. Будущий ученый описал, как останавливался в доме бывшей одноклассницы Гитлера, видел трупы красноармейцев со следами пыток и вырезанной звездой на груди, сражался в танковой дивизии в Карпатах и получал цветы от местного населения под Прагой, где он и встретил Победу. После Великой Отечественной войны Алексей Михайлович оставался в Группе Советских войск в Германии (в ИНБИ он придет только в 1976 году). За годы службы он получил немало медалей, орден Отечественной войны II степени и орден Красной Звезды.

Для Ильи Васильевича Березина фронтовая служба повлияла на выбор научной сферы. До войны будущий директор Института биохимии им. А.Н. Баха учился в МАИ. В июле 1941 года он ушел на фронт добровольцем, сражался на Западном и Центральном фронте, дослужился до звания старшего лейтенанта, стал командиром минометной батареи и кавалером орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многих медалей. Победа дорого далась будущему знаменитому исследователю: из-за контузии он оглох на левое ухо. После демобилизации в 1946 году Березин по совету однополчанина пошел учиться на химический факультет МГУ вместо возвращения в альма-матер, что сыграло решающую роль в его карьере. В дальнейшем ученый защитил докторскую диссертацию «Физическая химия ферментативных процессов», основал кафедру химической энзимологии и написал более 230 научных работ.

Научный сотрудник Института биохимии им. А.Н. Баха, позже заведующий лабораторией ИНБИ, будущий основатель и первый директор Института фотосинтеза АН СССР в г. Пущино, Вячеслав Борисович Евстигнеев, вступил в ряды ополченцев 6 июля 1941 года (1289 стрелковый полк, младший лейтенант, мастер-химик мастерских боепитания). 12 октября 1941 года попал в плен под Вязьмой. Бежал из плена в июле 1944 года. Позднее числился в рядах 12 запасной стрелковой дивизии и 32 стрелкового полка.

Лев Вульфович Метлицкий, будучи научным сотрудником ИНБИ (позже, в 1959 г., заведующий лабораторией иммунитета растений), ушел на фронт в 1941 году в звании ст. лейтенанта интендантской службы. С октября 1942 года числился на должности начальника продовольственного отделения Интендантского отдела 33-й Армии в звании майора интендантской службы. Награждён орденами Красной Звезды (1943 г.), Отечественной войны I степени (1944 г.), Красного Знамени (1945 г.)

Иван Андреевич Егоров, ученый в области технической биохимии и космической биологии, после окончания МГУ им. М.В. Ломоносова в 1936 году пришел работать в Институт биохимии им. А.Н. Баха (позже, в 1959 г., стал заместителем директора по науке ИНБИ). Иван Андреевич ушел на фронт в июне 1941 года в звании младшего лейтенанта. Вернулся с войны в 1945 году и продолжил свои научные работы в области биохимии виноделия. Им был предложен ряд технологических схем и режимов по совершенствованию технологии коньячного и шампанского производства. Награжден орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени.

Илья Васильевич Березин.
В годы войны
Алексей Михайлович Безбородов.
В годы войны
Вячеслав Борисович Евстигнеев.
В годы войны
Лев Вульфович Метлицкий.
В годы войны
Иван Андреевич Егоров.
В годы войны 
Одним из ветеранов Великой Отечественной войны среди сотрудников Института биохимии была Елизавета Васильевна Косминская – референт-переводчик четырех директоров ИНБИ, начиная с А.И. Опарина.

 

Елизавета Васильевна родилась в 1920 году в Ульяновске. Война застала ее в Москве в возрасте 20 лет. Во время Великой Отечественной войны она работала во 2 части Киевского Райвоенкомата г. Москвы (1941 — 1944) и в Наркомвнешторге СССР (1944 – 1945). Награждена медалями «3а оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

 

Сохранилась уникальная аудиозапись с воспоминаниями Елизаветы Васильевны о сотрудниках Института биохимии им. А.Н. Баха, воевавших за Победу (запись сделана в 2015 г, когда Елизавете Васильевне было 95 лет).

 

На фронте и в тылу наши сотрудники делали все возможное для Победы и спасения человеческих жизней. В эту юбилейную дату мы помним и чтим их подвиги, в том числе — продолжая исследовательскую работу, начало которой было положено много десятилетий назад.

Косминская Е.В.