28 апреля 2025 в Москве состоялось научно-просветительское мероприятие, посвященное памяти академика Константина Георгиевича Скрябина, «Конструирование человека: генетика vs культура». Тема открытой дискуссии — «Сотворение разума». Эксперты обсудили насколько человеческое сознание явление особенное, чем оно отличается от искусственного интеллекта, где проходит граница разума и почему нейронные клетки могут быть разными.
Круглый стол прошел в Новой Третьяковке накануне дня рождения академика К.Г. Скрябина. Генетики, экономисты, нейробиологи, специалисты по информационным технологиям, эксперты в области социальных и культурных вопросов поговорили о значении и уникальности человеческого сознания на фоне быстро развивающегося направления искусственного интеллекта. Ведущим дискуссии выступил Егор Прохорчук, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных ФИЦ Биотехнологии РАН, директор Института биомедицины Пироговского Университета.
![]() |
![]() |
Обращаясь с приветственной речью к участникам мероприятия, академик Владимир Попов, научный руководитель ФИЦ Биотехнологии РАН, отметил, что серия круглых столов в память о Константине Георгиевиче Скрябине, которая стала уже традицией, – это уникальная возможность обсудить важные, интересные и животрепещущие проблемы, находящиеся на стыке науки, этики, религии и искусства.
Комментируя тему дискуссии, посвященную разуму, мозгу и сознанию, специальный представитель президента РФ по межкультурному сотрудничеству Михаил Швыдкой высказал мнение, что человек во многом иррационален и это одновременно и наша слабость, и наша сила. Ведь именно это качество нас явно отличает от строго рационального искусственного интеллекта.
![]() |
![]() |
О событиях, происходящих в нашей нервной системе, даже когда мы спим, которые влияют на обучение, формирование памяти, мышление, и обеспечивают в целом все ключевые аспекты поведения человека рассказал Вячеслав Дубынин, д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Более 86 миллиардов нейронов в них разделяют разные задачи между собой. Импульсы, которые передают нейроны, по сути являются двоичным кодом нашего «компьютера» — мозга.
Можно выделить основные функциональные блоки головного мозга (блоки эмоций и потребностей, памяти, сенсорных систем, центров сна и бодрствования, принятия решений, двигательных и вегетативных систем), которые нужны любому организму для того, чтобы адаптироваться к миру, выживать и размножаться. К примеру, наша мыслительная деятельность и наши физиологические действия для мозга не одно и то же – они находятся в разных областях.
Особое внимание Вячеслав Дубынин уделил принципу синаптической пластичности. Он показывает, как нейромедиаторы положительного подкрепления усиливают слабую синаптическую связь, когда за каким-либо стимулом идет подкрепление. Например, крыса видела загорающуюся лампочку (зрительный стимул), и на пол клетки подавался электрический ток. Чтобы его избежать, животному нужно было залезть на полку. Так у крысы появляется новый информационный канал: горит лампочка, значит нужно лезть на полочку. Примерно также работает обучение новым словам у ребенка. Ему показывают игрушку и говорят: «Зайчик». Так у ребенка появляются новые нейронные связи. В итоге к трем годам у него уже возникает информационно-речевая модель мира. У каждого человека формируется свой «слепок» окружающей действительности, который представляет собой целостную картину мира человека, включая систему жизненных ценностей, представления об окружающих и самих себе.
Тему работы мозга и современного понимания элементарной организации нервной системы продолжила Варвара Дьяконова, д.б.н., профессор РАН, главный научный сотрудник Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН. В частности, она рассказала о том, как влияет обучение на человеческий мозг. Экспериментальные данные показали возможность повреждения ДНК нейронов при работе мозга. Ученые предположили, что за получение новой информации мозг платит расходом энергии и утратой исходной информации ДНК. Можно сказать, что мозг получает новую информацию с помощью эпигенетики, а расплачивается генетикой.
![]() |
![]() |
Константин Анохин, академик РАН, директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, в своем выступлении перешел от научного понимания работы мозга и нейрофизиологии к понятию разума. Но на сегодняшний день, отметил ученый, нет единства как в понимании понятия разума, так и того, где проходят его границы. В 2024 году учеными была сформулирована Нью-Йоркская декларация о сознании животных. Ее суть проста: во-первых, млекопитающие и птицы могут обладать сознательным опытом; во-вторых, эмпирические исследования указывают на возможность наличия феноменального сознания у всех позвоночных и многих беспозвоночных; в-третьих, игнорирование двух предыдущих утверждений при принятии решений, влияющих на животных, теперь будет во многом безответственным. Но консенсуса между учеными все равно нет. Даже эти три тезиса декларации, отметил Константин Анохин, недоказуемы.
Около 15 лет назад ученый сформулировал теорию когнитома, которая предпринимает попытку найти универсальные начальные условия возникновения когнитивных систем, из которых далее выводит алгоритм. Теория говорит, что если соединить принципы естественного отбора и когнитивной прогрессии, то у организма сформируется нейронная гиперсеть — когнитом — и разовьется когнитивность.
В программе научно-просветительского мероприятия были также подняты темы искусства, культуры, психологии и философии. Так, Елена Никишина, к.э.н., доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор по стратегическому развитию Института национальных проектов, рассказала о том, как культура и психология влияют на поведение человека, его ценности и мышление. Особое внимание Елена Николаевна обратила на иррациональные решения, которые люди принимают из-за воздействия внешних факторов.
![]() |
![]() |
Но может быть, сила человеческого разума именно в иррациональном? – такое мнение высказал Андрей Великанов, преподаватель авторского курса «Философия искусства». Возможно, именно это отличает и будет в будущем отличать человека от искусственного интеллекта.
В эпоху бурного развития информационных технологий и машинного обучения стали часто подниматься темы противопоставления человека искусственному интеллекту. Но стоит ли воспринимать ИИ как опасного соперника? На этот вопрос ответил Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекс». Он отметил, что ИИ правильно воспринимать как платформу для хранения массива информации, которая может выступать в качестве модели для познания того, как мы мыслим, и инструментом для проведения экспериментов по изучению разума.
![]() |
![]() |
В дискуссии, организованной в рамках научно-просветительского мероприятия, также приняли участие общественные деятели, представители науки, культуры и искусства. Темам сознания, мозга и разума посвящено множество работ, но загадок едва ли становится меньше. На интереснейшие вопросы ведущего дискуссии, Егора Прохорчука, ответили академик Александр Габибов, директор Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН, Владимир Легойда, председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, архитектор Евгений Асс, академик Вадим Говорун, директор НИИ системной биологии и медицины Роспотребнадзора, и другие участники круглого стола.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |